Инновационный подход – основа нефтегазового недропользования в России

Инновационный подход – основа нефтегазового недропользования в России
А.В. Лобусев, д.г.-м.н., РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина профессор

В «Долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» в частности говорится, что «…реализация планируемых работ позволит увеличить поисково-разведочный задел, что обеспечит необходимый уровень прироста ресурсного потенциала, достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых…» (1). Этот добротный сам по себе документ, однако декларирует дальнейшее экстенсивное развитие геологической отрасли, не предусматривая практически никаких кардинальных изменений в системе взаимоотношений между государством и недропользователями. Попытаемся обозначить некоторые основные моменты, которые бы, на наш взгляд, могли существенно улучшить положение дел в сфере нефтегазового недропользования.

В последние десятилетия складывается весьма неблагоприятное состояние с восполнением нефтедобывающей отрасли извлекаемыми запасами, обеспечивающими поддержание стабильной добычи нефти и газа.

Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, сокращением объема поисково-разведочных работ по открытию новых месторождений. Во-вторых, существенным снижением у современных недропользователей интереса к обеспечению полноты извлечения разведанных запасов из недр за счет дополнительных материальных вложений, требующихся для этого, а также целым рядом других, не менее важных причин. К ним следует отнести, прежде всего, – резкое сокращение объема научных исследований по созданию новых технологий, обеспечивающих увеличение коэффициента нефтеизвлечения, ухудшение качества проектирования разработки, ограничение функций промыслово-геологической службы на промышленных предприятиях, недостаточное восполнение научных и педагогических кадров высшей квалификации взамен уходящего старшего поколения и др. В частности, за последние два десятилетия не проведено ни одного крупного обмена опытом по освоению месторождений УВ, таких, как регулярно проводившиеся Всесоюзные совещания в прошлые годы.

Такое состояние геологической отрасли в нефтегазовой сфере вызвано объективными факторами системного характера:

- 95% разрабатываемых сегодня гигантских, крупных и средних месторождений на территории России были открыты еще в советские времена, когда министерство геологии СССР передавало открытые месторождения на баланс Миннефтепрома и Мингазпрома, которые занимались дальнейшими вопросами обустройства, разработки, добычи и транспорта углеводородов. Таким образом, их «наследники» - все наши нефтегазовые вертикально интегрированные компании, включая ОАО «Газпром», исторически никогда не занимались в необходимых масштабах поисково-разведочными работами. Безусловно, это относится в такой же степени к средним и мелким недропользователям. Этот факт является основным отличием сегодняшней российской нефтегазовой отрасли от зарубежных аналогов;

- любые налоговые и финансовые льготы и преференции нашим современным недропользователям не дают и, не дадут ожидаемого эффекта по увеличению объемов ГРР и КИН. Это связано с системными противоречиями между интересами государства и менталитетом нефтегазовых компаний. Для государства важнейшим фактором экономической безопасности является кратное опережение прироста запасов УВ по отношению к объемам добычи, а так же технологически возможное и экономически целесообразное увеличение конечного КИН. Для недропользователей основными критериями выгоды и развития является максимальная прибыль при минимальных затратах на увеличение добычи и беспрепятственный «доступ к трубе».

В результате, в России постоянно происходит снижение как текущего, так и конечного коэффициента нефтеизвлечения и увеличивается количество месторождений с так называемыми «трудноизвлекаемыми запасами», которые либо разрабатываются неэффективно, либо вообще не вводятся в разработку. Запасы таких месторождений исчисляются миллиардами тонн. К ним можно отнести месторождение Русское, с высоковязкой нефтью, многие месторождения с порово-трещинным типом коллектора, таких как Таллинское, многие газоконденсатные залежи с нефтяными оторочками, залежи в баженовских отложениях Западной Сибири, южная часть Астраханского газоконденсатного месторождения под дельтой Волги и др.  Судить о важности этой задачи можно уже лишь по одному примеру: так, реализация технологических решений по освоению нефтегазового потенциала баженовской свиты в Западной Сибири может дать прирост запасов как минимум в 30 млрд. тонн нефти. Эти наши оценки совпадают с видением практически всех специалистов, занимающихся этой проблемой.

На наш взгляд, необходимо провести ревизию всех месторождений с «трудноизвлекаемыми запасами», которые разрабатываются неэффективно, и разработать программу по повышению эффективности их эксплуатации. Этим можно значительно увеличить сырьевое обеспечение нефтедобывающей отрасли. Настоятельно требуется законодательно стимулировать повышение КИН на разрабатываемых и вводимых в разработку месторождениях.

В этой связи, предлагается изменить стратегию недропользования. Следует предусмотреть организацию централизованного управления под эгидой МПР РФ всего комплекса ГРР. Весь нераспределенный фонд на территории и акватории России необходимо оставить у Государства по заказам которого, будут выполнены масштабные работы по выявлению и подготовке нефтегазоперспективных объектов, ввод их в поисковое бурение, открытие новых месторождений, соответствующий перевод земель и акваторий в категории С1 и С2. Только после этого, таким образом, подготовленные лицензионные участки выставляются на аукционы с совершенно иным порядком, чем сегодня, уровня стартовых цен. При этом, одним из основных критериев будет не только максимальная цена, предложенная победителем аукциона, но и максимальный конечный КИН. В случае превышения этого КИН в процессе недропользования необходимо давать Компании весомые бонусы, а при невыполнении – болезненные штрафы.

Предлагается перейти от экстенсивной системы недропользования, существующей в настоящее время, к инновационному развитию, базирующемуся на стратегии не постепенного стадийного геологического изучения новых регионов, а к стратегии их комплексного освоения. На базе первых открытий крупных и средних месторождений одновременно с их обустройством и вводом в разработку, по заказам Государства проводятся масштабные геологоразведочные работы в пределах всех перспективных территорий или акваторий вновь открытого нефтегазового района. Такой подход обеспечит устойчивое наращивание запасов и ресурсов.

     Однако в настоящее время реализация программы формирования новых крупных центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) потребуют инвестиций в объеме не менее 85,7 млрд. долларов США, в том числе:

§ в геологоразведочные работы – 18,4 млрд. долларов США;

§ в обустройство месторождений – 41,3 млрд. долларов США;

§ в систему нефте- и газопроводов, создание инфраструктуры для переработки и хранения газа – 26 млрд. долларов США (2).

В упомянутой публикации, отмечается неэффективность государственного регулирования в области недропользования, вследствие чего реальные сроки формирования новых крупных центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке неопределенны и уже отодвинуты. Поэтому добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха даже при ускоренном развитии программы к 2010 г. может быть доведена только до 5-10 млн. тонн, а к 2020 г. – до 55-60 млн. тонн. Именно эта добыча, согласно первоначальным прогнозам, ожидалась в 2010 г., то есть задержка в формировании новых центров нефтедобычи уже исчисляется десятью годами. Суммарная добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (с учетом добычи нефти на острове Сахалин и его шельфе) может быть доведена до 25-35 млн. тонн к 2010 г. и до 80-85 млн. тонн к  2020 г. Для обеспечения такой добычи необходимо к 2015 г. в Восточной Сибири и Республике Саха выявить и разведать новые месторождения с извлекаемыми запасами нефти не менее 1,0 млрд. тонн. Размер инвестиций при этом должен составить около 12 млрд. долларов США, что соответствует затратам на прирост 1 тонны извлекаемых запасов нефти в размере 10-12 долларов США.

Еще одним направлением предлагаемого пути оптимизации системы недропользования в России, на наш взгляд, является увеличение доли присутствия государственного капитала в крупнейших нефтегазовых Компаниях до уровня не менее 60-70%. Этот путь позволит полностью снять противоречия между крупнейшими недропользователями и интересами Государства. Здесь мы имеем богатый положительный опыт работы ОАО «Газпром». Имея в виду ухудшение структуры запасов, заключающемся в уменьшении доли активных запасов и увеличении «трудноизвлекаемых», необходимо предпринимать шаги по усилению экономического влияния государства 

Добыча нефти в 2008 году составила 488,1 млн. тонн нефти по данным агентства «Интерфакс», со ссылкой на информацию ЦДУ ТЭК, таким образом, наши вертикально интегрированные нефтяные компании даже в условиях финансового кризиса поддерживают высокий уровень добычи. На самом деле это свидетельствует только о гиперзависимости экономики нашей страны от объемов финансовых поступлений при продаже нефти, так как, очевидно, что в условиях резкого падения мировых цен на нефть, объемы продаж на экспорт должны быть существенно сокращены. Таким образом, становится понятно, что рыночный механизм в нефтяной отрасли не работает. А если это так, то государство должно взять под свой финансовый контроль сферу нефтегазоразведки, нефтедобычи и всю дальнейшую вертикаль использования нефти.

Очевидно, что в ближайшие годы будет увеличиваться доля «трудноизвлекаемых запасов», разведку и разработку которых, целесообразно в значительной мере передать в руки частного капитала, возможно, с предоставлением налоговых льгот и на особых лицензионных условиях. В частные руки также можно передать месторождения, на которых уже достигнут или близок к достижению конечный КИН, а также малые по запасам месторождения. Эта сфера деятельности требует наукоемких технологий, разработку и внедрение которых, должно поддерживать и контролировать Государство.

Государство, в лице Минприроды, должно стать основным Заказчиком ГРР, особенно в ситуации, когда потребуется колоссальное сосредоточение финансов, технических и человеческих ресурсов для эффективного освоения недр акваторий Арктических морей. В связи с предстоящими масштабными работами, необходимо провести мероприятия по изменению структуры рынка сервисных геологических услуг (включая программное обеспечение), на котором в настоящее время превалируют иностранные Компании (Baker Hughes, Schlumberger, Halliburton, Landmark и др.) с преимущественным привлечением отечественных предприятий.

Еще одной важной задачей, стоящей перед геологической отраслью является создание фонда резервных нефтяных и газовых месторождений на базе как уже открытых месторождений, так и будущих открытий. В кратчайшие сроки необходимо разработать геолого-экономические критерии и начать формирование государственного резервного фонда нефтяных и газовых месторождений. Резервный фонд станет гарантией стабильного существования и устойчивого развития экономики России, будучи стратегической основой энергетики, нефтегазопереработки и нефтехимии, по сути, выполняя функции стабилизационного фонда, неподверженного рыночной конъюнктуре.

Для повышения качества проектирования разведки и разработки следует ввести лицензирование на право проектирования освоения месторождений УВ, а в случае если проект оказывается некачественным и приводит к отрицательным последствиям, включая аспект охраны недр, лишать виновных лицензии на право проектирования. Необходимо также лицензировать работы, связанные с определением фильтрационно-емкостных свойств пород-коллекторов по данным методов ГИС и петрофизики, используемых при подсчете запасов.

Для осуществления крайне необходимого обмена опытом целесообразно под руководством Минприроды возобновить регулярные Всероссийские совещания по вопросам организации ГРР и разработки залежей углеводородов, особенно, по вопросам повышения КИН.

Следует вернуться к практике проведения регулярных совещаний родственных кафедр нефтегазовых Вузов России, готовящих кадры специалистов в области геофизики и  геологии, для обмена опытом и координации учебных планов и методологии преподавания. Особое внимание следует уделить подготовке и переподготовке специалистов в областях, правовой сферы недропользования, экономики, поисковых геофизических методов, ГИС, моделирования месторождений нефти и газа, подсчета запасов и геолого-промыслового мониторинга разработки месторождений нефти и газа. Ведущие Вузы страны, связанные с геологической отраслью должны обеспечить не только массовую подготовку специалистов, но и перейти на целевое профессиональное обучение и переобучение (второе высшее образование, MBA и пр.) ограниченного числа специалистов под конкретную проблематику и профессиональную направленность. Для реализации этой задачи нефтегазовым Вузам необходимо разработать совместно с Минприроды, новые программы и учебные планы для всестороннего кадрового сопровождения стратегии ресурсообеспечения России на длительную перспективу.

Переход на инновационный путь развития геологической отрасли возможен лишь при научно обоснованном Государственном подходе к решению стоящих перед ней задач.

 

Литература:

1.Конторович А., Коржубаев А., Сафронов А. «А путь и далек, и долог?» Нефтегазовая вертикаль, №18, 2004 г., стр. 52-55.

2.«Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» М. МПР РФ, 2008.